В данном разделе специалисты «ИННОВЕНТ» ответят на ваши вопросы, так же вы сможете найти ответы на многие актуальные для вас темы. Или задать свой вопрос.
Статическое давление вентилятора Psv (Па) определяется на специальных аэродинамических стендах по ГОСТ 10919.
Процедура измерения статического давления вентилятора на объекте приведена в ГОСТ ISO 5802.
Динамическое и полное давления являются расчетными величинами:
а) Динамическое давление вентилятора Pdv , Па:
Pdv=ρV2вых-вент/2
где:
-ρ –плотность перемещаемого воздуха, кг/м3;
-скорость выхода потока из вентилятора Vвых-вент =L/Fвых ;
- Fвых - площадь поперечного сечения выхода потока из вентилятора;
- L–производительность вентилятора, м3/с.
б) Полное давление вентилятора Pv (Па) равно сумме статического и динамического давления:
Pv= Psv+ Pdv
Аэродинамические характеристики вентиляторов определяются на специальных стендах согласно ГОСТ10921 (ISO 5801). Существуют 4 основных типа стендов, конфигурация которых соответствует различному расположению вентилятора в сети. Не вникая в подробности, необходимо иметь в виду, что аэродинамические характеристики одного и того же вентилятора, полученные на различных стендах, могут незначительно отличаться друг от друга.
Аэродинамические характеристики вентилятора, как правило, включают в себя:
- кривую полного давления pv(L);
- кривую мощности N (L) или полного КПД вентилятора η (L);
- кривую (либо шкалу) динамического давления вентилятора pdv(L) или кривую статического давления вентилятора psv(L).
Если приведена кривая полного давления pv(L), а статического не приведена, то статическое давление вентилятора рассчитывается по формуле psv=pv-pdv
Для канальных вентиляторов в квадратных или прямоугольных корпусах, крышных радиальных вентиляторов приводится кривая статического давления вентилятора.
Объяснение:
- ввиду малой скорости на выходе из канального вентилятора полное давление незначительно отличается от статического давления;
- динамическое давление у крышных вентиляторов не используется (они работают на всасывание), поэтому они характеризуются только статическим давлением.
При подборе вентилятора необходимо руководствоваться следующим: зона рабочих режимов вентилятора должна находиться в зоне максимальной эффективности вентилятора и быть за пределами срывного режима вентилятора.
Существуют три основных вида кривых полного (статического) давления:
а) ниспадающая кривая;
б) с обратным склоном;
в) с разрывом характеристики.
В соответствии с ГОСТ10616 рабочая зона аэродинамической характеристики вентилятора должна быть ограничена диапазоном производительностей, в котором полный КПД вентилятора составляет не менее 0,9 от максимального КПД (а).
Следует избегать выбора рабочего режима на возрастающем участке кривой полного давления левее точки А (б) и левее срывного режима (точка А , в), так как при определенных условиях могут возникнуть срывные режимы вентилятора, помпаж, вибрации и даже постепенное разрушение конструкции.
С целью обеспечения некоторого запаса до срыва область рабочих режимов в обоих случаях должна быть ограничена слева точкой А¢, которая образуется пересечением параболы сети pс= pvmах(L /Lmах)2/kс с характеристикой вентилятора. Коэффициент запаса kс можно принимать равным 1,2–1,5 (большие значения, если срыв оказывает большее силовое воздействие на конструкцию вентилятора).
В каталогах некоторых западных, а в последнее время и отечественных производителей приводится кривая полного давления pv(L) от режима L=0 до режима максимальной производительности Lmах (psv=0). Если не приведены ни кривая мощности N(L), ни кривая полного (статического) КПД η(L), то выбрать рабочую зону крайне затруднительно. В этом случае для оценки можно принимать, что режим максимального полного КПД имеет место примерно на 2/3 максимальной производительности вентилятора Lmах
При подборе вентиляторов по аэродинамическим характеристикам, приведенным в каталогах, необходимо обращать внимание на следующее:
а) является ли указанная в характеристиках мощность потребляемой вентилятором или же это мощность, потребляемая электродвигателем вентилятора из сети;
б) имеет ли электродвигатель, комплектующий вентилятор, запас мощности на пусковые токи, низкие температуры перемещаемой среды.
Эти параметры определяют эффективность вентилятора, его аэродинамические характеристики и работоспособность электродвигателя при низких температурах перемещаемого воздуха.
В отечественной практике в ряде случаев, например, когда электродвигатель расположен перед колесом, а втулка колеса выходит за пределы корпуса, динамическое давление подсчитывается по скорости выхода потока, определенной по ометаемой лопатками площади (полная площадь, вычисленная по диаметру колеса, за исключением площади, занимаемой втулкой колеса).
В западных каталогах динамическое давление осевых вентиляторов всегда определяется по полной площади, т.е. по площади, ометаемой колесом. Разница в аэродинамических характеристиках, начинает заметно сказываться при относительном диаметре втулки n≥0,4 (отношение диаметра втулки к диаметру вентилятора).
В ряде случаев аэродинамические характеристики приводятся в логарифмическом масштабе. При пользовании логарифмическими шкалами, следует помнить, что здесь действует ИНАЯ пропорциональность, то есть половина отрезка не означает половину величины.
У проектировщиков (да и у самих производителей) есть непонимание такого рода характеристик. Покажем на примере характеристики вентилятора ВЦ14-46. Кривые полного давления вентилятора pv(L) обозначены жирными линиями. Серию ниспадающих кривых (пересекающих кривые pv(L)) зачастую ошибочно называют кривыми мощности, а иногда – кривыми равной мощности. На каждой такой кривой приведена установочная мощность электродвигателя с запасом на пусковые токи и отрицательную температуру. На самом деле это кривые полного давления pv¢(L), которое имел бы этот вентилятор, если бы он работал с переменной частотой вращения, но при постоянной мощности: в левой части от точки пересечения с реальной кривой pv(L) – с увеличенной частотой относительно номинала, а правее точки пересечения – с уменьшенной частотой. Другими словами: в левой части, до пересечения мнимой кривой с реальной, электродвигатель работает с запасом по мощности, а в правой части перегружен.